Стартер КАМАЗ
Знакомый многим двигатель внутреннего сгорания в состоянии покоя не может самостоятельно создать вращающий момент, для того, чтобы он заработал, требуется внешний источник энергии. На первых сериях автотранспорта коленвал проворачивали специальной рукояткой сложной формы, вставляемой снаружи. Если кто забыл, то напомним, что проворачивание требовалось выполнять вручную, и при запуске мотора подобным приспособлением можно было получить «ответку» в виде удара рукояткой по рукам (ну, или куда попадет), причем такую, что мало не казалось. Были и вариации (для легких движков) с гибким шнуром-пускателем (как на бензопилах). К счастью, сегодня немного другая ситуация, и подобные «пускачи» присутствуют только для страховки и далеко не на всех моделях…
УСТРОЙСТВО
Если забыть про предубеждения, то современный стартер КамАЗ, это полноценный электродвигатель последовательного возбуждения, оснащенный механизмом привода и тяговым реле. Наиболее распространенный для камской автотехники вариант, это изделие с индексом «СТ142» и ряд его модификаций. Базовые технические характеристики электроустройства таковы:
- номинал-напряжение – 24 В;
- стандартная мощность 7722 Вт;
- напряжение, требуемое для срабатывания тягового – 8 В;
- высота щеток – 19-20 мм (это значение для исходного размра, в процессе эксплуатации неизбежен износ, допустимый минимальный размер – 13 мм);
- ток на холостом ходу ~ 130А, при этом количество оборотов якоря будет в диапазоне 5500-6400.
Устанавливают его на левую сторону картера маховика движка, крепление выполняется через три болта и шпильку (фланцевое). Основные конструктив-составляющие следующие:
• Корпус, изготовленный из особой малоуглеродистой стали (повышает прочность и коррозийную устойчивость)
• Якорь, по сути, конструктивный блок из вала с корректором, обмотки и сердечника из листов электротехнической стали
• Крышки (передняя-звдняя), для защиты механизма привода и щеточно-коллекторного узла
• Привод-вал
• Возбуждающая обмотка, поделенная на две ветки, образованная витками из медных проводов прямоугольного сечения
• Коллектор, поддерживающий постоянство вращающего момента и щетки из медно-графитового свинцового сплава с некоторой добавкой олова
Включение электростартера стандартное – поворачиваем ключ зажигания по часовой стрелке в нефиксированное положение и, как только услышали звук заработавшего силового, ключ отпускаем. Теперь о самом процессе подробнее.

Данный автономный двигатель питается от АКБ автомобиля, и при повороте ключа ток через реле включения (чтобы не сгорели контакты замка зажигания) поступает на тяговое реле стартера КамАЗ. Сердечник тяг-реле, втягиваясь, воздействует на рычажную передачу, тем самым, вводя в зацепление стартер-шестерню с шестерней (зубчатым венцом) маховика. Замыкаются контакты, мотор стартера, а затем и коленвал начинают вращаться. Когда ДВС запускается, все элементы стартера возвращаются в исходное положение.
Использование модифицированных под разные экологические стандарты двигателей подразумевает использование немного иных модификаций. Точнее, по принципу действия стартер КамАЗ Евро 2 или 3 ничем не отличается, но вот его редуктор имеет фланцы с другим количеством и расположением отверстий. Поэтому, подбирая электродвигатель для системы пуска, не забывайте учитывать то, какой у вас установлен основной дизель-мотор.
РЕМОНТ
Сегодня все чаще водителя мало занимаются самостоятельными ремонтами, тем более. Когда дело касается не чистой механики, а пневмо, гидро, или как в нашим случае электрооборудования. Причиной тому возросшая сложность автоагрегатов, то есть, недостаток квалификации, а еще увеличившееся количество специализированных сервисов, что означает серьезную конкуренцию и снижение цен на услуги. С другой стороны Россия страна немаленькая, и есть места, где приличный автосервис скорее исключение. А еще есть категория мужчин, которые предпочитают уметь делать все сами. В общем, стартер может выйти из строя, соответственно его потребуется отремонтировать, для чего придется снять узел с машины и разобрать. Как всегда, здесь важна правильная очередность, и вот как она выглядит:
1. Откручиваем гайки на крышке релюшки и собственно корпусе.
2. Убираем перемычки, отделяющие обмотку-возбудитель от выводного болта тягового.
3. Находим на крышке реле крепеж гаек траверсы (возле коллектора) и отворачиваем, после чего отгибаем замок-шайбы.
4. Снимаем заднюю крышку, открутив болты, которые ее удерживают.
5. Выкручиваем болты крепления щеток и снимаем их.
6. Выворачиваем винт регулировочного фланца и достаем ось рычага.
7. Со стороны крышки привод-механизма откручиваем болт и достаем реле с якорем.
8. Снимаем крышку привода вместе с ним и рычагом, убрав крепления.
9. Убираем упорную шайбу и извлекаем якорь из корпуса
Перед нами все составляющие, а значит можно приступать к оценке состояния деталей и устранению неполадок. Самой частой проблемой КамАЗовских стартеров можно считать обрыв цепи или короткое замыкание на втягивающей обмотке, что приводит к отказу срабатывать при включении зажигания. Наиболее простой способ ремонта – замена втягивающего. Такие же признаки проявляются при поломке реле РС530 и отсутствии контакта шетка-коллектор – меняем либо релюшку, либо щетку или же ее пружину. Последние две проблемы, а также поломка выключателя характерны для отказа именно втягивающего. В этом случае потребуется проверка каждой из составляющей и замена дефектной

Бывает и так, что все вроде бы работает, но электроузел издает слишком громкий шум – трутся шестерни. Обычно это вызвано неправильной регулировкой момента замыкания контактов, либо забитостью торцов зубьев на венце маховика или привода. В первом варианте понадобиться регулировка зазора между упор-шайбой и зубчатым колесом, во втором – замена или восстановление (если еще позволяет ситуация) шестерни. Чересчур громкие щелчки и удары свидетельствуют о затрудненном контакте, и здесь опять же нужно проверить целостность всей электроцепи.
Наконец, возможен вариант отсутствия контакта между маховиком и якорем, то есть последний поворачивается, но маховик не реагирует. В первую очередь убедитесь, что все детали целые и не нарушены регулировки, а найдя причину устраняйте ее согласно логике – настройкой устройства или установкой новых запчастей. Необходимо понимать, что ремонт автостартера требует большой внимательности, не меньшего терпения, и наличия некоторого оборудования. Если хоть что-то из перечисленного отсутствует, лучше найдите способ связаться с профессионалами.
Естественно, в любом из случаев при необходимости замены детали следует брать только соответствующие конкретной модели и качественные, для чего стоит обращаться исключительно к проверенным поставщикам-изготовителям.
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич |
В каталоге (а значит и в продаже) нашей компании «СпецМаш» вы сможете найти самые разные варианты электрооборудования. Общим для них всех является высокое качество и надежность, а также то, что на любой стартер КамАЗ цена в нашем магазине обычно ниже, чем у коллег-конкурентов. Причем при оптовых и (или) постоянных закупках обязательно будут скидки. Заказ на нужную модель стартера, каталоги или руководство по эксплуатации можно сделать по телефону, электронной почте или же на сайте через спецформу. Возможен, как наличный, так и безналичный расчет. Доставка в регионы через транспортные компании, примерно в сотню городов – бесплатно!
Устройство Стартера КАМАЗ

1 1/10304/21 Болт М6-6gх75
2 1/05164/70 Шайба 6 пружинная
2 1/05164/70 Шайба 6 пружинная
2 1/05164/70 Шайба 6 пружинная
2 1/05164/70 Шайба 6 пружинная
2 1/05164/70 Шайба 6 пружинная
3 1/26053/71 Шайба 6 зубчатая
3 1/26053/71 Шайба 6 зубчатая
4 СТ142-3708310 Крышка с вкладышем в сборе
5 СТ142-3708311 Фильц
6 СТ142-3708267 Пробка
7 СТ142-3708263 Фильц
8 СТ142-3708262 Прокладка
9 СТ142-3708269 Заглушка
10 740.3708000 Стартер СТ142Б в сборе
11 СТ142-3708050 Щетка изолированная
12 СТ142-3708014 Пластина
13 СТ142-3708060 Щетка неизолированная
14 1/11954/70 Шайба 5 пружинная
15 1/32739/01 Винт М5-6gх10
16 СТ142-3708835 Шайба 12
17 1/05170/76 Шайба 12 пружинная
18 СТ142-3708012 Гайка М12
19 СТ142-3708091 Перемычка
20 СТ142-3708800 Реле стартера тяговое в сборе
21 СТ142-3708806 Сильфон
22 СТ142-3708020 Рычаг
23 СТ142-3708009 Шайба
24 СТ142-3708400 Крышка в сборе
25 1/32764/01 Винт М6-6gх20
26 СТ142-3708008 Кольцо уплотнительное
27 СТ142-3708070-01 Ось рычага
28 1/05194/01 Шайба плоская 6х12х1,5
29 1/32760/01 Винт М6-6gх12
30 СТ142-3708267 Пробка
31 45 9962 6008 Заглушка
32 СТ142-3708405 Прокладка
33 СТ142-3708404 Фильц
34 СТ142-3708403 Фильц
35 СТ142-3708410 Крышка с вкладышем
36 1/05170/76 Шайба 12 пружинная
37 1/55403/21 Болт М12х1,25-6gх25
38 СТ142Б-3708600 Привод
39 СТ142-3708006 Кольцо уплотнительное
40 1/09030/21 Болт М6-6gх35
41 СТ142-3708260 Держатель подшипника в сборе
42 СТ142-3708011 Шайба
43 СТ142-3708005 Кольцо уплотнительное
44 СТ142Б-3708100.10 Корпус
45 СТ142-3708200 Якорь
46 СТ142-3708004 Кольцо уплотнительное
47 СТ142-3708330-10 Траверса
48 СТ142-3708017 Шайба
49 СТ142-3708018 Шайба
50 СТ142-3708300-10 Крышка в сборе
51 СТ142-3708805 Шайба уплотнительная
52 1/26437/01 Шайба плоская 6,15х18х1,5
53 1/25742/11 Гайка М6-6Н