При конструировании любых агрегатов, а особенно таких, которые априори предполагают массовое использование, большое значение имеет продуманность схем в отношении не только технического соответствия, но и ценовой доступности. Именно поэтому ремни ЯМЗ считаются одним из наиболее сбалансированных вариантов для обустройства приводов вентилятора, генератора и компрессора…
Особенности применения
Если сравнивать ремень-передачу с более традиционной цепной, то у первой есть сразу несколько явных преимуществ:
- более тихая (сравнительно бесшумная) работа;
- малый вес;
- безопасность при разрывах;
- простота снятия-установки;
- демпфирование (компенсация на растяге) ударных нагрузок;
- отсутствие необходимости дополнительного обслуживания (смазка, чистка и прочее).
Благодаря же применению современных технологий в изготовлении, и качеству сырья, они вполне сопоставимы с цепями по допустимым уровням нагрузок. Конечно, прочность их меньше, истирание происходит значительно быстрее, плюс ременные передачи менее устойчивы к температурным и химическим воздействиям, а еще есть такой момент как растяжение. Все это приводит к их более быстрому выходу из строя, чем для тех же цепей или фрикцион-передач, но дешевизна самого изделия, а также упоминаемая уже легкость монтажа целиком восполняют разницу.
Размер | Применение |
11x10x900 | ЯMЗ- 8423.10 (IC701M), ЯMЗ-7511 |
OAVX13-900 | ЯMЗ- 8423.10 (К701M), ЯMЗ-7511 (Рeмень зубчатый) |
11x10x950 | ЯMЗ-236 (238), Д-65, ЯMЗ-7511 |
11x10x1045 | ЯMЗ-236M2 (238M2) |
11x10x1045 | ЯMЭ-238НД, ЯMЗ-7511 (Рeмень зубчатый) |
11x10x1100 | MАЗ 6422 |
11x10x1180 | ЯMЗ-8401 (помпа), ТMЗ-8421 (8423, 8424), ЯMЗ-238АК, ЕК |
14x10x887 | ЯMЗ-236 (238, помпа); MАЗ-504, КрАЗ-258 |
14x10x937 | MАЗ-505, КрАЗ-258, ЯMЗ-238НД , ЯMЗ-236 (238,238НД) |
14x10x987 | MАЗ-500, MАЗ-504 |
14x10x987 | MАЗ-500, MАЗ-504 |
14x10x1037 | ЯMЗ-236 (238), Т-142, ДВ.А-01M (Рeмень зубчатый) |
14x13x1180 | ЯMЗ-8401 (БелАЗ, помпа), ЯMЭ-238АК, ЕК (Рeмень зубчатый) |
14x13x1320 | ЯMЗ-240БM2 ТMЗ-8421 (8423, 8424, генератор) (Рeмень зубчатый) |
14x13x1600 | ЯMЗ-2Э8АК, ЕК (коMбайн «Дон», привод вентилятора) |
19x12,5x973 | MАЗ-200, ЛАЗ-210, КрАЗ-214 (Рeмень зубчатый) |
21x14x1450 | БелАЗ-540, БелАЗ-531, БелАЗ-7540, БелАЗ-75482, БепАЗ-75231 |
21x14x1735 | БелАЗ-540А (548А, 7548, 75401, 7523,7421,6411) (Рeмень зубчатый) |
8,5x8x850 | ЯMЗ-236 (238, генератор) V |
Размеры и стандарты
Тип ремней, используемых в автомобильных приводах-передачах, бывает самым разным: клиновые и поликлиновые, плоские и многоручьевые, круглые и шестигранные, а также синхронные и специальные. Выбор вида зависит от целого ряда факторов, как то степень нагрузки, особенности конструкции и взаимного расположения сопрягаемых механизмов, необходимой скорости и прочее. Если говорить о наиболее востребованном и распространенном варианте применительно к ярославским ДВС и вообще двигателей, то это, безусловно, клиновые.
Трапециевидная форма определенного сечения имеет хорошую сцепляемость с канавками шкива, и при нормальном соответствии степени натяжения гарантирует качество и постоянство передачи. Текстурно-структурнное решение предполагает:
- Наличие гибкого, но высокопрочного и малодеформируемого армирующего силового тканевого либо кордового слоя
- Связующие слои из эластичной резины
- Эластомерные слои сжатия
- Наружного слоя (обертки) из прорезиненной ткани
Вариацией ремня-клина могут считаться поликлиновые ремни, контактная часть которых представляет собой те же клины, но меньшего размера, зато в несколько параллельных рядов. Единственным недостатком и одновременно причиной того, что они до сих пор не вытеснили более простую вариацию, является их чувствительность к осевым смещениям колес-шкивов. В результате даже малых перекосов резко падает эффективность работы, да еще и срок службы существенно снижается. То же можно сказать о дальнейшем конструктивном решении – многоручьевом ремне-передаче, представляющем собой ничто иное, как набор поликлиновых, скрепленных между собой вулканизированием и с общей резинотканевой пластиной на верхнем основании.

Синхронные, или, как их кое-кто называет «плоскозубчатые» ремни ЯМЗ тоже достаточно распространены и многим знакомы – обычно именно они используются в приводах газораспределительного механизма. По сути, это тот же плоский пас, на котором по внутренней стороне (иногда по обеим) сделаны зубцы. Такая конструкция позволяет уменьшить натяжение без риска пробуксововок, а это снижает давление на валы шкивов и увеличивает общий КПД. Если говорить о минусах данного вида, то это увеличение расхода мощности (при деформации зубьев) и более сложная, а значит дорогостоящая конструкция как их самих, так и шкивов.
Регулировка
Мы уже говорили, что никакого особого ухода клиноременная передача не требует. О чем стоит беспокоиться водителю-владельцу техники с ярославским мотором, так это предохранение ремней от попадания, тем более скапливания на них масла и топлива (скольжение и ускоренная коррозия). Но есть еще одно непременное условие для качественной работы – правильность степени натяжения. Ни ослабление, ни чрезмерный натяг недопустимы, слабость чревата проскальзыванием, «перетяг» увеличенной нагрузкой на шкивы-оси, заклиниванием и обрывами. Конкретно для водяной помпы это может обернуться еще и разрушением ее подшипников.
Проверка степени натяжения выполняется обыкновенным нажатием на середину длиной ветки ремня-передачи с силой, равной 4 кг (40 Н). При таком воздействии прогиб ремня водяного насоса и генератора должен не выходить за диапазон 10-15 мм. Привод компрессора проверяют на короткой ветке с тем же усилием, но отклонение должно укладываться в пределы 4-8 мм. Если показатели не соответствуют указанным стандартам необходимо выполнить регулировку.

Помпа и компрессор оснащаются специальным натяжным устройством. Его конструкция может отличаться на разных моделях, поэтому следует выполнять операции, прописанные в инструкции к конкретной модификации. При старой конструкции последовательность операций следующая:
- Отвернуть болты креплений кронштейна НУ
- Воротком регулируем положение кронштейна
- Закручиваем винты и проверяем правильность натяжения
В более новых моделях есть регулировочные винты. У насосов, где шкивы выполнены со съемными боковинами, натяжение регулируют добавлением-снятием специальных прокладок. Привода генераторов на классических дизелях ЯМЗ регулируют перемещением самих генераторов.
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич |
Но требуется учитывать и то, что во многом срок службы и скоротечность его износа (растяжения) зависят в первую очередь от его качества. В интернет-магазине торгового дома «СпецМаш» найдется ремень-передача (а также шкивы и натяг-устройства) для любого агрегата, и всегда это будет изделие, полностью соответствующее прописанному для него стандарту. При этом цены у нас приемлемые, принимаем наличные и безнал, предоставляем отсрочки. Возможна доставка по России.