Пятидесятилетняя история производства и развития базового семейства и применение практически на всех марках отечественной (СССР и СНГ) техники не оставляют никаких сомнений – характеристики двигателей ЯМЗ 236/238 знакомы практически каждому «дизелисту». А потому не будем повторяться, и расскажем об относительно новой наработке ярославских конструкторов - ЯМЗ-530…
Создание
Работы по созданию рядного дизель-двигателя на Ярославском Моторном велись уже давно. Первым успешно реализованным проектом стало производство ЯМЗ-650 – шестицилиндровиков, сделанных по чертежам компании РЕНО (была куплена лицензия). Сначала их собирали из импортных комплектующих, затем большую часть запчастей научились делать сами. А там пришел черед воплощения в реальность и собственных идей.
Для крупного проекта, который сегодня известен, как семейство средних дизелей с рядным размещением цилиндров «530» даже было построено отдельное производство. Причем делалось все, основываясь на опыте зарубежных фирм и ориентируясь на современные мировые стандарты. Итогом всех трудов стали 6-ти и 4-ехцилиднровые моторы на 120-320 «лошадок», даже без допкатализаторов соответствующие нормам Евро-4. Потенциально же данные агрегаты нацелены на обеспечение показателей Евро-5 и Евро-6.
Чтобы быть до конца справедливым, необходимо отметить, что инженерно-конструкторская часть работы была выполнена КБ «Автодизеля», но в сотрудничестве с австрийской компанией AVL List. Главной задачей «тандема» было получение экономичных, надежных и технически современных ДВС, и уже сейчас можно признать, что со своим заданием специалисты справились. Полученным агрегатам сложно найти достойные аналоги в Российской, Украинской и Белоруской промышленности, и они вполне могут соперничать с импортными по технической продуманности. Как пример можно отметить более низкий расход топлива при схожих данных по мощности и крутящему моменту.
Малыми партиями 530-е начали делать еще в 2011 году, сразу после успешного завершения стендовых и дорожных испытаний, а также завершения строительства новых цехов. В 2014-ом и нынешнем 2015-ом расчетные величины выпущенных изделий достигли 25 000 единиц за год. В будущем планируется увеличение производства, и уже есть несколько моделей, где такая комплектация будет штатной.
Кстати, об авто – «целевая аудитория» свежей линейки, естественно разнообразные вариации техники от компаний, входящих в «Группу ГАЗ», а также традиционный партнер – МАЗ. Что касается автопроизводителей из Украины, то тут сложно что-то прогнозировать из-за известных событий в этом государстве.
«Члены семьи»
Как уже было сказано, было разработано две серии:
- 6-тицилендровая ЯМЗ-536;
- 4-цилиндровая ЯМЗ-534.
Сегодня уже насчитывается около трех десятков модификаций, две трети которых это именно «шестерки». При этом нужно отметить высокую степень унификации, ведь конструктивно все вариации очень схожи, а разные характеристики двигателей ЯМЗ 530 получаются в основном благодаря различию в настройках топливной и электронной части. Если говорить о каких-то общих параметрах, то для любителей цифровой конкретики приводим небольшую таблицу:
Модель |
ЯМЗ-534 |
ЯМЗ-536 |
Число/расположение цилиндров |
4 |
6 |
Рабочие объемы
|
4.43 |
6.65 |
Номинал мощности
|
136-190 |
240-312 |
Масса (только двигатель)
|
450 |
610 |
Частота вращения
|
2300 |
2300 |
Что касается применяемости, то реальная комплектация 534-ыми в основном ведется Павловским автобусным кроме этого его «примеряют» на автобусы КАВЗ, ряд минских грузовиков, некоторые модели ГАЗ. Отдельно следует отметить версию ЯМЗ-534CNG – газовый мотор, потенциальной «площадкой для которого должны стать «ГАЗон Next».
536-е уже сегодня используются значительно шире, и среди техники, где они уже эксплуатируются МАЗы, Уралы, автобусы ЛиАЗ и ПАЗ. Также имеется газовая вариация, предназначенная для новых Уралов, выпуск которых в Миассе планируют начать в ближайшие месяцы (дорожные тесты машины на компримированном газе уже успешно прошли).
Немного о устройстве
«Вечная» проблема, мешающая ярославцам улучшать экологические показатели – механическая топливоподающая система здесь заменена агрегатом аккумуляторного типа от Bosch. Она способна развить давление до 1800 Бар и состоит из нескольких узлов:
- ТНВД (топливный насос высокого давления) с модулем дозирования;
- рампа (топливопровод-накопитель);
- форсунки.
Кроме этого немалую роль в обеспечении требуемых показателей играет электронный блок управления EDC7, каталитический нейтрализатор (под сменные фильтры) и система рециркуляции отработанных газов EGR.
Интересным решением стала интеграция в ГБЦ системы вентиляции, что исключает необходимость ее обслуживания по ходу эксплуатации. За счет неплохой сбалансированности (особенно это касается 536-ых) и переноса шестеренчатого привода к маховику получилось существенно снизить крутильные колебания и уровень шумности.
Впрочем, дизель-мотор пока все равно остается сложной, состоящей из многих деталей системой, и в данном случае высокие нагрузки, а следовательно, износ и поломки ему обеспечены несмотря на наличие «умных» комплектующих. Причем электронная начинка это дополнительный повод заботиться о качестве используемых запчастей – брак и недоделки здесь неприемлемы.
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич |
Именно поэтому торговый дом «СпецМаш» смело предлагает вам свою продукцию – запасные детали для многих узлов-агрегатов дизелей, в том числе и новых, ЯМЗ. Все наши изделия прошли проверки в МАДИ и НАМИ плюс сертификацию в РосТест. посмотреть имеющиеся в наличии детали можно в нашем каталоге, при этом помните, что новые позиции мы не всегда успеваем «забивать», поэтому уточняйте перечень имеющихся товаров у операторов. Связаться с нами можно по телефону, на сайте и через Е-мэйл. Предусмотрены скидки, отсрочки и доставка во все российские регионы (в некоторые населенные пункты пересылка бесплатная).




