Ваш город: Не выбрано


 Несмотря на очень серьезный (даже почтенный) возраст базовой модели, и на то, что по большому счету он давно может считаться технически устаревшим, двигатель ЯМЗ 238 и по нынешний день остается востребованным агрегатом, способным составить конкуренцию импортным аналогам…

                                                                               Вчера и сегодня

 238-я серия стала первым ярославским мотором с четырехтактным циклом. Собственно и появление семейства 236/238 состоялось именно по той причине, что всем было ясно – двухтактники ЯАЗ-204/206 ни по техническим, ни по экономическим показателям удовлетворить возрастающие потребности никак не смогут, как их не модернизируй.

  Предназначался 238-ой для тяжелых машин, которым были очень важны тяговые показатели силового агрегата. Уже базовая модель дотягивала до отметки в 180 л. с., что для начала 1960-ых годов было просто замечательно. Но время шло, ужесточались нормы, повышались запросы, и в Ярославле, естественно, старались модифицировать свое детище. Но его общая техническая состоятельность, полное соответствие данных классу, надежность, неприхотливость и высокая степень ремонтопригодности делали свое дело – КБ больше старалось довести до ума существующие вариации, чем работало на создание абсолютно новых моторов.

 Приемник у семейства появился совсем недавно (серия ЯМЗ-530), но вытеснить ЯМЗ-238 с конвейера не смог:


340.jpg 





  Во-первых, двигатель стал штатным для многих модификаций авто, часть которых даже после снятия с производства продолжает эксплуатироваться
 

   Во-вторых, даже в сравнении с новыми 530-ыми проверенные временем «старички» обходятся и изготовителю и потребителю значительно дешевле и спрос на них не падает. Причем речь не только о себестоимости агрегата, но и о его обслуживании
 

  В-третьих, конструкторское бюро тоже «не лаптем» свою заработанную еду хлебает, и последние модификации мотора могут похвастаться соответствием экостандарту Евро2/3, а их средняя мощность увеличена до 4-ех сотен «лошадок»
 
   Но самым главным в сохранении потребности в таких моторах стало, по нашему мнению, то, что они являются штатными для ряда популярных машин, которые тоже, хоть и давно существуют, но продолжают производиться заводами. Среди самых благодарных «потребителей» можно отметить самосвал МАЗ-5516, модификации седельника МАЗ-6422, четырехосный бортовик Урал-4320, а также парочку КрАЗов – 6443-й и 6322-й. Хотя в случае с последними необходимо уточнить – в прошлом, 2014-ом году Ярославль перестал отправлять свою продукцию в Кременчуг из-за нестабильности обстановки в Украине.

  Как видно по перечисленным модификациям, все это машины, в эксплуатации которых очень важно сохранение мощности даже при снижении количества выдаваемых оборотов – тут важна никак не скорость, а больше способность равномерной работы при максимальных весовых нагрузках и при езде по плохим дорогам. Правда, к чести разработчиков стоит упомянуть такой нюанс – двигатель ЯМЗ 238, а точнее его уникальные специализированные версии ставились и на спортивные машины КамАЗ, участвовавшие в знаменитом ралли.

                                                     Устройство и основные агрегаты

  Общими для всех агрегатов данного семейства могут считаться следующие параметры:

  1. наличие восьми рабочих двухклапанных цилиндров, расположенных V-образно, под углом 90 градусов;
  2. объем под 15 литров;
  3. четырехтактный рабочий цикл;
  4. использование дизельного топлива;
  5. механические рядные ТНВД плунжерного типа (одна насосная станция – один цилиндр);
  6. жидкостное охлаждение.

  Гильзы и блоки цилиндров изготавливаются из специальных чугунов, поршни из алюминиевого сплава, а коленчатый вал и шатуны делают ковкой из стали. Поршни оснащаются, как правило, четырьмя кольцами – три компрессионных (обеспечивают необходимую герметичность и давление), одно маслосъемное (сбор излишков смазки со стенок). Габаритные размеры точно указывать не имеет смысла – они зависят от модификации, причем не только самого мотора, но и агрегатированных с ним узлов – сцепления и коробки переключения передач.

двигатель ямз 238

  Кстати, таких узлом может не быть и вовсе – двигатели делают не только для комплектации автомобилей силовыми агрегатами, но и выпускают отдельно для оснащения ими миниэлектростанций и генераторных. А там, как вы понимаете, ни КПП, ни сцепления не нужно по определению

  В базовых вариациях моторы 238-ой серии не предусматривали наличие турбонаддува, но сегодня турбированные СУ одна из основных статей дохода завода. И при этом, невзирая на более сложную конструкцию такие двигатели остаются одними из наиболее ремонтопригодных – если бы не большой вес (даже без допузлов самый маленький потянет на килограммов 900), его можно было легко ремонтировать в «гаражных» условиях. Собственно, опытные водители в ситуациях, когда ремонт не требует снятия движка так и поступают.

внимание
   Поломки и правила их предотвращения
 
 
  Выделить наиболее характерные неисправности для 238-х весьма проблематично. Тут в основном играют роль особенности эксплуатации, стиль вождения и ответственность водителя, а также модификация агрегата. Ну а в общем, если не считать такие моменты, как отказ заводится по причине отсутствия топлива (ну забыл человек проверить) и ловли «клинов» при небрежном отношении к проверке уровня масла, то первые жалобы обычно связаны с падением компрессии. 

  Эта проблема обычно вызвана ускоренным износом уплотнительных колец из-за того же недостатка масла или просто при интенсивном использовании транспортного средства, да еще и при максимуме нагрузок (а то и вовсе с перебором, что для наших водителей не редкость). Вообще же возможных неисправностей, как и в любом, достаточно сложном устройстве тут хоть отбавляй. Для перечисления их, а также способов устранения мы обязательно выделим отдельную статью, а пока предлагаем вам список основных правил, соблюдение которых гарантирует долговременность самого агрегата и бесперебойность его работы…

Итак, чтобы двигатель ЯМЗ 238 «чувствовал» себя хорошо как можно дольше не забывайте:

    • Соблюдать предписанные нормы обкатки нового мотора
    • Не давать высоких оборотов на запущенном «в холодную» движке
    • Не вырубайте зажигание сразу после высоких оборотов – пусть мотор пару минут поработает вхолостую на минимальных значениях
    • Не допускайте расхода топлива «под ноль», это грозит завоздушиванием системы питания
    • Контролируйте регулировки насоса подогревателя, а сам подогреватель не должен работать больше 15 минут если в котле отсутствует ОЖ
    • Трогаться стоит лишь после прогрева охлаждающей жидкости минимум до +40, в идеале – после +70-80оС
    • Меняя жидкость, сливайте старую полностью, что возможно лишь при горизонтальном или с наклонов вперед положении авто
    • Если двигатель не завелся сразу, не запускайте стартер немедленно, переведите ключ в исходную вертикаль и только через 2-3 минуты пробуйте снова завести машину, иначе быстро «убьете» аккумулятор
    • В некоторых ситуациях водители двигаются «на стартере», например, когда машина глохнет в неподходящем месте – старайтесь делать это как можно реже, так как это чрезмерные нагрузки для стартера
    • «Плюс» АКБ должен соединяться с стартером, а минус с выключателем массы – «перепутка» первый шаг к сгоревшему генератору
    • Сам генератор и регулятор напряжения подключайте согласно маркировке на конкретном изделии
    • Если предполагается снятие генератора, предварительно обязательно отключите аккумуляторные батареи
    •  Ставя авто на длительную стоянку необходимо отключать «массу» (благо особых усилий для нажатия соответствующей кнопки не нужно)

    Иногда так случается, что приходится запускать мотор от внешних источников. Если такое случилось с вами, то помните, что АКБ при этом должен быть включен. Что касается допустимых параметров внешних источников, то они должны соответствовать диапазону >24 В при 0 А и >18.3 В при 1000 А. Номинальная емкость батарей должна находиться в промежутке от 170 А.ч до 210 А.ч.

    И само собой, когда уж пришлось ремонтировать, то используйте качественные запчасти. Купить их можно, например, у нас, в нитернет-магазине торгового дома «СпецМаш», где все предлагаемые изделия прошли официальную сертификацию и положенные проверки. Цены приемлемые, при оптовых заказах скидки, возможны отсрочки на оплату. Связаться с нами можно через форму на сайте, по Е-мэйл и телефоном. При необходимости будет организована доставка в любой город России.


Список просмотренных товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста
AlfaSystems GoPro GP261D21